?

Log in

No account? Create an account
Очередная дискуссия о коммунистической идеологии - Журнал непрерывного отжига и ковки. Здесь куется наша победа.
Июль 25, 2014
10:45 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Очередная дискуссия о коммунистической идеологии

http://www.rusnovosti.ru/programms/prog/29052/330439/

РСН, "Своя правда", 24 июля 2014, 21.00 - 22.00, Ведущий - Игорь Измайлов. В студии - Максим Сурайкин, председатель ЦК партии "Коммунисты России" и Виктор Милитарев, публицист.

Тема - будущее коммунистической идеологии. Информповод - попытка запрета КПУ.

Цитата: М. Сурайкин: "Факт роспуска коммунистической партии Украины и запрета её деятельности, конечно, безусловно, свидетельствует о том, что киевский режим всё больше и больше проявляет свои фашиствующие черты".

В. Милитарёв: "Компартия Украины и её лидер Пётр Симоненко сделали очень много для того, чтобы произошёл запрет. Будущее есть у левой идеологии, но не в её коммунистической форме. У коммунистической идеологии будущего нет".

И. ИЗМАЙЛОВ: О будущем коммунистической идеи говорим предстоящий час. В студии Максим Сурайкин, председатель Центрального комитета коммунистической партии «Коммунисты России» и публицист Виктор Милитарёв.

М. СУРАЙКИН: Факт роспуска коммунистической партии Украины и запрета её деятельности, конечно, безусловно, свидетельствует о том, что киевский режим всё больше и больше проявляет свои фашиствующие черты. Идеология коммунизма вечная и имеет блестящее будущее, потому что капитализм себя всецело изживает, и только социалистическая система, коммунистическое мировоззрение позволяют создать то общество, в котором каждый человек чувствует себя комфортно и ту экономику, которая обеспечивает достойный уровень жизни всем трудящимся. Мы все помним, как это было при советской власти. Надо сказать, что пусть не лукавят либералы. Большая часть жителей земли выбрали социализм. Это и социалистический Китай с элементами капитализма и Куба, и Венесуэла, и значительная часть стран юго-восточной Азии, поэтому я глубоко убеждён, что коммунистическая идеология имеет большие перспективы, фактически она вечна. Это наше будущее.

В. МИЛИТАРЁВ: У компартии Украины будущего нет. Коммунистическая партия Украины или лично её лидер Пётр Симоненко сделали очень много для того, чтобы это произошло. Дело в двух вещах. С одной стороны, большой популярностью наших народов не пользуется идеология, которая является формой восхищения старой советской идеологии. Великий Ленин, заветы Ильича и всё такое прочее. За социальную справедливость у нас 40%, а то и 60%, а за Ленина ну 6-7%. Вторая причина, связанная с компартией Украины – не надо быть такими мягкотелыми, такими трусливыми и не надо руководствоваться партией и заниматься коммерческой деятельностью. Я считаю, что будущее есть у левой идеологии, но не в её коммунистической форме, а у коммунистической идеологии будущего нет.

М. СУРАЙКИН: Не соглашусь сразу.

И. ИЗМАЙЛОВ: 85% позвонивших сначала программы поддерживают Максима Сурайкина и 15% у Виктора Милитарёва. В подобного рода голосованиях приблизительно так и есть. 80-90% – это показывали и телевизионные проекты на известные темы и радиоголосование, эти цифры держаться. Максим, в чём именно вы не согласны с Виктором Милитарёвым?

М. СУРАЙКИН: Я всегда исхожу из объективной реальности и экономических процессов. Я сам кандидат исторических наук, но при этом имею техническое образование и немного занимался экономикой. Я глубоко убеждён, что с ростом культуры человека будут складываться те экономические системы, которые близки к коммунистическим, потому что с ростом мощного производства всё больше будет возможностей обеспечивать большие массы людей, и труд не будет такой изнурительной потребностью. Другой вопрос, что капиталистическая система так устроена, что капиталисты заинтересованы, чтобы была возможность эксплуатации, поэтому они будут уничтожать плантации, сжигать только, чтоб цена не упала, рушить здания только, чтобы люди были вынуждены пахать за эту несчастную квартиру. Объективно простой человек труда будет всегда поддерживать левые социалистические идеи, а в последствие коммунистические. Тем более, что у нас определённый переворот в стране произошёл, когда в 1990-е затуманили мозги большей части населения и верными идеи остались только ветераны, фронтовики. У нас какое-то ложное представление у многих, что левая идея – это идея ветеранов, она отмирает. Да нет, пройдите по Европе, кто самые левые? Студенты. Кто борется за свои права? Молодые люди. Потому что у капитализма нет будущего. Я убеждён, что коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым. С развитием экономики мы неизбежно придём сначала к этапу сначала социалистическому во всём мире, а за ним и будет новый этап, по признакам это будет, коммунистическая экономика.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим, вы сказали, что труд – не потребность. Что Вы имели в виду?

М. СУРАЙКИН: Это означает, что когда производственные мощности общества таковы, что подавляющее большинство общества, если не хочет, может не работать, тогда встаёт вопрос высокой культуры. Если я могу от общества получить бесплатно сто костюмов, но мне не нужно сто костюмов, я могу пойти в магазин и получить от государства продуктов на 10 лет вперёд, но мне нужно их есть на 10 лет вперёд. Общество коммунистическое возможно при двух условиях: при высокой культуре самого общества и мощнейших производственных ресурсах, новых технологиях.

И. ИЗМАЙЛОВ: «Получить от государства» – интересная фраза, которая у нас осталась в сознании за последнее время. Она не коррелируется с тем, чтобы дать государству.

М. СУРАЙКИН: В шведском социализме многие безработные, поскольку там существенные средства направляются, они могут на эти средства жить. Они просят разрешить им бесплатно работать. Человек – не животное. Потребность – это естественное духовное продолжение личности.

И. ИЗМАЙЛОВ: Мы всё равно возвращаемся, что труд стоит во главе угла.

М. СУРАЙКИН: Труд стоит во главе угла. Когда общество коммунистическое нормально организовано, оно становится духовной потребностью, тогда оно приносит максимальное удовольствие, тогда складывается гармоничное общество. Сейчас труд в капитализме – это необходимость, которую ещё сознательно капиталисты создают, люди были фактически закрепощены. Мы рабы XXI века.

И. ИЗМАЙЛОВ: Виктор Юрьевич, разъясните. «Будущее у левой идеи есть, но не в коммунистической форме».

В. МИЛИТАРЁВ: Оба мы считаем, что попытка запрета компартии Украины – это нарушение прав человека и беззаконие в особо крупном объёме в тех грязных формах, свойственных киевскому режиму.

И. ИЗМАЙЛОВ: Тут и слушатели вспомнили 1991 год, когда Ельцин своим указом запретил КПСС. Прошло 23 года, и мы видим всё тоже самое, под копирку, по тому же сценарию произведён госпереворот.

М. СУРАЙКИН: Фашистов ещё не было в 1991 году.

В. МИЛИТАРЁВ: Второе в чём мы согласны – мы противники капитализма, противники того полудикого, полубандитского капитализма, который установился у нас в России, на Украине после 1991 года. Мы противники и того цивилизованного европейского капитализма для белых людей, который существует сейчас в Америке и Европе. Оба мы поддерживаем полукомпромиссные полукапиталистические формы, которые кое-где в Европе существуют. Швецию я имею в виду.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим, Вы поддерживаете?

М. СУРАЙКИН: Мы говорим о том, что на переходном этапе элементы частного хозяйствования в каких-то отраслях экономики, где государство не справляется допустимо. Как вот китайская модель.

И. ИЗМАЙЛОВ: Китайская или как при Сталине?

В. МИЛИТАРЁВ: Мы про Швецию вообще-то говорим.

М. СУРАЙКИН: При Сталине, кстати, тоже были элементы частного производства. Мы как настоящие коммунисты будем управлять экономикой так, чтобы она была максимально эффективна для простых людей. Поэтому если на каком-то этапе это будет необходимо, мы будем допускать

В. МИЛИТАРЁВ: Теперь я даже соглашусь с теми условиями наступления коммунистического общества, которые сформулировал Максим Сурайкин. Спор идёт вот о чём. Уровень материального изобилия, при котором возможен коммунизм, у нас уже сейчас существует, а вот уровень той общественной культуры и развития личности, которые для этого необходимы, у нас его нет, и не будет довольно долго. Сегодня мы уже способны национализировать наших ворюг олигархов, тем более, что Владимир Владимирович их почти национализировал, только об этом не говорит. Можно уже сегодня разобраться с так называемым капиталом, который только и делает, что продает за границу невосполнимое сырьё, а закупает вместо технологий окорочка. С чем нельзя разобраться ближайшие 50 лет? Во-вторых, с национальной буржуазией, а, во-первых, и это самое главное, с мелкой буржуазией и мелкобуржуазной психологией. Национальная буржуазия – это те капиталисты, которые в определённом смысле близки к народу, потому что им выгодно, чтобы народ богател. Те ребята, которые продают за границу не сырьё, а продукцию с высокой добавленной стоимостью, закупают за границей не куриные окорочка и не видаки, а технологии. И главное, что это те ребята, которые торгуют как Ford на внутреннем рынке, продают продукцию своим же рабочим. Значит, они заинтересованы, чтобы у рабочих были бабки, тогда рабочие смогут купить твою продукцию.

И. ИЗМАЙЛОВ: Виктор Юрьевич, причём здесь тогда коммунизм?

В. МИЛИТАРЁВ: Я специально мешаю Вам делать то, что делают все радийные, особенно, телевизионные журналисты. Разобраться с этой национальной буржуазией, потихонечку лет за 50. Сделать эти предприятия собственностью рабочих самоуправляющихся можно, но мы не сможем ещё лет 100 разобраться с мелкой буржуазией, с желанием человека иметь свою корову. Я лично не имею этой мелкобуржуазной психологии. Я богема. Но куча наших людей желают иметь мелкую частную собственность, желают обеспечивать своих внуков. На мой взгляд, это идиотизм, но с этим надо считаться. Тут главное, что попытка коммунистов в Советском Союзе ликвидировать эту частную собственность привело к тому, что люди жадные и властолюбивые пошли в начальники. Мы имели огромное количество директоров НИИ, стукачей, генералов. Эти люди гораздо меньшие сволочи, когда они имеют бензоколонку или магазинчик и свою капиталистическую психологию там реализуют.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вы настаиваете на частной собственности именно в формате бизнеса. Не личная собственность – домик с автомобилем.

В. МИЛИТАРЁВ: А почему при коммунизме не иметь домик с автомобилем? Я про частную собственность, про бизнес.

И. ИЗМАЙЛОВ: Теперь, бизнес или корова? В том смысле, что я отделю сельское хозяйство от остальной части.

В. МИЛИТАРЁВ: Корова – это ирония. Я имею в виду, что они сельские жители. Они завистливы. У них воспоминания о голодном детстве. Капиталисты очень глупые люди, даже когда очень хитрые.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вы говорите о том, что мелкий бизнес будет доступен нашим гражданам.

М. СУРАЙКИН: Оппонент говорит о том, что ещё лет 50, а, может, и все 100 это будет изживаться, и всё равно изживётся.

В. МИЛИТАРЁВ: Уже сегодня есть зачатки коммунизма. Это самоуправляющиеся предприятия. Это те высокотехнологичные программистские артели, где люди работают вместе, но этого очень мало. Высокое образование, высокая наука, но у нас есть ростки коммунистического общества. Хотите построить завтра, проектируйте завтра. Попытка перескочить через этап медленного социал-демократического, полукапиталистического полусоциализма, приводит к тем гадостям, которые мы имели при советской власти. С одной стороны, спасибо, что мы хорошо жили. Но то, что нами управляли дураки и сволочи, не случайно.

М. СУРАЙКИН: Вы согласитесь, что советская власть умудрилась двинуть Россию на 300 лет вперед.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим Александрович, промежуточный этап. Вы говорите, что построение Советского Союза опередило и позволило стартануть лет на 300 вперёд. Вот этот промежуточный этап сегодня, на Ваш взгляд, в 2014 году по сознанию откатилось до 1917-го.

М. СУРАЙКИН: Я хотел бы сказать спасибо большое советской власти, которая проделала такую огромную работу по развитию страны, что откатиться на дореволюционный уровень, к счастью, пока нельзя. Представьте дореволюционный уровень. 80% населения Российской империи – это безграмотное лапотные крестьянство, которое голодает регулярно. На этот уровень мы пока не откатились. По мелкобуржуазности, к сожалению, народ достаточно сильно отравили за эти 20 лет. Я уверен, что ситуация сейчас всё равно лучше, чем сто лет назад. И если придёт здоровая компартия к власти, мы достаточно быстро начнём это преодолевать. Мы единственная партия в РФ из 80 штук, которая говорит, что наша главная цель, – это взятие власти. Коммунистическая партия «Коммунисты России».

И. ИЗМАЙЛОВ: Где митинги? Где борьба?

М. СУРАЙКИН: Посмотрите наш сайт. У нас то там митинг, то сям митинг. Сейчас участвуем во всех выборах, со всех трибун выступаем.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим Александрович, сейчас у нас меньше, чем в 700 км от МКАД творится такое, что страшно было представить несколько лет назад. Вы горите, проводите митинги, ни одного человека от коммунистической партии в протест от коммунистического движения по поводу того, что происходит там.

М. СУРАЙКИН: Извините, мы проводили митинги и пикеты в центре Москвы и Подмосковье.

И. ИЗМАЙЛОВ: Где миллион человек?

М. СУРАЙКИН: Как только мы выйдем, миллион на следующий день власть падёт перед ногами коммунистической партии.

В. МИЛИТАРЁВ: Это чистая правда.

И. ИЗМАЙЛОВ: Есть у России 50-100 лет?

В. МИЛИТАРЁВ: Во-первых, у России есть 50-100 лет. Я не зря призываю к компромиссу с национальной буржуазией. Я вообще уверен, что сегодня левая идея у нас в стране должна быть в союзе с национал-патриотической. Сегодня, если мы хотим справедливости, мы должны бороться за нашу страну и за наш народ. После Крыма я даже стал поддерживать Путина. Хотя всегда я был к нему в некоторой оппозиции. Он для меня в тысячу раз лучше подлеца Ельцина, всё-таки он только Ходорковского посадил, а я бы мечтал, чтобы он со всеми разобрался.

М. СУРАЙКИН: Я Вам обещаю всех пересажать это точно.

В. МИЛИТАРЁВ: Спасибо. За Вас голосовать надо.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вы считаете, что голосование что-то решает в нашей жизни?

В. МИЛИТАРЁВ: Полагаю, что да. Если мы хотим социалистического общества в нашей стране, мы должны хотеть, чтобы была наша страна и наш народ. Поэтому я всегда говорил во время болотных протестов, что предлагать надо не такую идиотскую тему, как честные выборы, которые наш народ, конечно, признаёт, но он на 15 месте в повестке дня, а реальные темы. Русский вопрос, как очень острый, на втором месте и социальная справедливость, как самая острая тема, на первом месте. По тактике надо не прыгать на митингах и кричать «Путин вон», а надо предъявлять Путину предложение о переговорах, о том, что мы будем оппозиция и власть делать вместе. Причём предъявлять власти претензии серьёзные, но из-за того, что я против власти в тех или иных отношениях, это не значит, что я за неё, когда она действует правильно, как сейчас наша оппозиция вдруг полные штаны наделала, потому что так ненавидит Путина, что полюбила киевский фашистский режим. Это надо быть идиотами. Здесь дело не только в подлости, в глупости, в потере политического нюха. Теперь по существу. Это рамка. Национальные интересы России и русского народа, как государство образующего народа России и, естественно, других братских народов России нашей страны. Мы в рамках существующего строя должны бороться за социальную справедливость.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вы говорите о социальной справедливости, о братских народах в рамках нашей страны. Почему Вы выделяете одну часть народа, а вторую ставите по отношению как братские?

В. МИЛИТАРЁВ: Потому что 80% населения – это абсолютное большинство, извините, но Россию русские делали.

И. ИЗМАЙЛОВ: Россию русские делали на протяжении тысячелетий вместе со всеми народами, которые здесь живут у нас. Никогда они не поднимали себя по отношению к другим.

В. МИЛИТАРЁВ: Я знаю много русских татар и русских евреев и русских лезгинов. Все русские по духу – это русские.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вот это коммунистическое равенство человека было достигнуто только в нашей стране и сильно до, потому что русские никогда себя не поднимали по отношению к другому человеку.

В. МИЛИТАРЁВ: У русских совсем другое отношение к завоёванным территориям, чем у европейских. Наша элита, даже самые сволочные, всегда должны были быть хоть немножко уверены в своей правоте, и поэтому они строили школы и больницы завоёвывая территории, а для англичан или, простите, немцев столетней давности интересует только свой народ. Слава богу, они не совсем людоеды, чтобы и свой народ ненавидеть, как финансовая аристократия. На всех остальных им плевать, поэтому они делают другие народы либо жертвами гражданских войн, как Англия, а теперь и Америка, либо просто покорёнными народами, как Германия, Франция. Я сейчас про социализм, а не про русский народ. Вообще-то социализм – это есть русская идея, как ни странно, наш народ всегда мечтал о социализме.

М. СУРАЙКИН: И коммунизм здесь лучше всего, потому что общинный образ жизни столетиями нашего народа.

В. МИЛИТАРЁВ: Общинный образ жизни нашего народа всё-таки социал-демократический, потому что землю то выделяли. Мы должны укреплять то социалистическое, что у нас есть, то есть требовать от олигархов делиться, соцпроекты быть богаче в 10 раз. Слава богу, Путин сохранил очень многое от советского социального государства, и надо помогать ему в этом, а не мешать, но и требовать.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим, будущее коммунистической идеи, вернусь немножечко назад относительно нашего народа, восприятия этой идеи. Что произошло с 1985-го в нашей стране? И последствия этого, которые мы предпочитаем не обсуждать сейчас. Без этого мы не можем говорить о будущем коммунистической идеи, так или иначе, мы возвращаемся к тому опыту, который был, который мы в 1991 году отвергли. То восприятие народом того прошлого, в какой стадии сейчас находится? Должна ли произойти трансформация сознания в том смысле, что мы весь народ должны для себя объяснить, что произошло и что тот опыт, который был накоплен нами до 1991 года, что он не плохой.

М. СУРАЙКИН: Поэтапно первая часть вопроса, что происходило в конце 1980-х, сначала 1980-х, что произошло в 1991-ом. В 1991 году лично для меня произошла трагедия. Я потерял свою родину, и с этого момента решил, что пока я её не верну, я не остановлюсь. Процессы шли многие. Я честно вам скажу, что нет простых ответов на сложные вопросы и уж тем более быстро. В Советском Союзе был целый комплекс проблем, который, к сожалению, советская власть не смогла решить. Мы с коллегой в не эфира обсуждали. Одна из основных проблем – это была смена поколений власти, как, в принципе, в любой сильной стране в любой империи уж тем более. Единственное, кому удалось это решить, это в Китае. Мы видим, как они грамотно, согласно договорённостям меняют целые поколения, как уходит всё политбюро, остаётся один самый молодой, становится генеральным секретарём, и процесс уже неоднократно повторялся.

И. ИЗМАЙЛОВ: Пока всё-таки удалось решить, вопросы есть. У них получается, это правда.

М. СУРАЙКИН: У них получается это системно. Это их спасло, потому что в Советском Союзе эта проблема, помимо прочих проблем, стала краеугольной проблемой власти. На чём сыграли враги страны, потому что поколение 1940-х, 1950-х наткнувшись на следующее поколение, начало тихо ненавидеть систему, потому что если тебе 50 – 60 лет, ты всё подающий надежды специалист, а там уже сидит человек, пардон, он уже ничего не может. Естественно, эти противоречия антисоветской системы зарубежные начали активно использовать и на волне вот этой вот перестройки получили информационное поле для одурманивания информационной войны. Я с ужасом вспоминаю, когда повально народу вбили в голову, что делать мы ничего не умеем, что мы отстали во всём, что мы убогие, что надо разрушить всё и прогнать советскую власть и тогда начнётся счастье. И тогда на этой почве эти предатели страны смогли всё это разрушить. Сейчас я чувствую. Я много езжу по стране, я вижу, что рады, что левый разворот в сознании людей произошёл. Во-первых, этот дурман спал, и человек уже смотрит телевизор и говорит «Эээ, врёшь парень! Я понимаю всё!»

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим, человек говорит себе. Вот человек, например, 1950 года рождения и выше или чуть ниже, я в 1991-ом лично предал свою страну.

М. СУРАЙКИН: У меня есть ощущение, что в душе у многих это появилось.

И. ИЗМАЙЛОВ: Это же громадная трагедия.

М. СУРАЙКИН: Большинство людей, которые виновны, либо с молчаливого согласия, либо даже с активного участия разрушалась советская власть, поскольку они были одурманены этим. Они, я сейчас вижу, искренне сожалеют и молчат трагически, потому что понимают свою вину. Молодое поколение, я уже повально это чувствую, особенно в регионах, скажем в городах немножечко другая ситуация, особенно крупных. Они заражаются даже романтикой советского периода. Это очень радует. Это залог нашей страны и к социалистическому пути развития и к правящей коммунистической партии.

И. ИЗМАЙЛОВ: Другой аспект. Вроде у старшего поколения, которое, казалось бы, предало. Есть и другой аспект этого, вроде предательство, а вроде ведь и нет. Ведь если мы посмотрим на поколение начала века, 1920-е годы. Они же всю жизнь боролись до революции, гражданская война, Великая Отечественная война. Люди всю жизнь были в борьбе. Следующее поколение, родившееся послевоенное, вот это предыдущее поколение ведь их огораживало. Они не знали ни войны, забот вообще никаких. В тот момент, когда Сталин говорил, есть капиталистическое окружение и оно будет, так или иначе, грызть. Вот это поколение 1950 года и выше. Получилось так, что оно это мимо ушей пропустило.

М. СУРАЙКИН: У меня ощущение сложилось, всё время найти ответы, что когда то поколение, которое прошло революцию, гражданскую войну, выиграло Великую Отечественную Войну, после ВОВ построило страну заново. Оно настолько любило своих детей 1940-1950-ых, что оно их до безумия избаловало. По сравнению с тем периодом жизни это поколение избалованное не осознавало, что им в дар даёт предыдущее поколение.

И. ИЗМАЙЛОВ: Она хотела иметь всё, что было и ещё получить джинсы, жвачку.

М. СУРАЙКИН: Это, к сожалению, симптомы человеческого характера. У меня был очень хороший друг, лидер английских профсоюзов Джон Когер, к сожалению, ныне покойный, искренний социалист убеждённый. Он мне рассказывал, когда мы начинали движение борьбы за права трудящихся в Англии, у нас был 12-трудовой рабочий день. Мы работали по 7 дней в неделю. Мы выходили, мы боролись за эти права, поэтому мы на свои конференции собирались в лёт, а сейчас собираем съезд и у нас из 300 делегатов, 15 ребят моложе сорока.

И. ИЗМАЙЛОВ: Виктор Юрьевич, вопрос борьбы того поколения и вопрос борьбы вообще. Максим Александрович говорит, что ездит по регионам и видит, что разворачиваются, вспоминают идеи, но что мы сегодня наблюдаем по отношении к Новороссии, к отношению к Путину. Такое ощущение, что весь народ у нас стал телезрителем с попкорном и говорят, как надо сделать, как надо Путину защитить Новороссию, спасти мир и все абсолютно в позиции наблюдателей находятся, так же, как и находились в этой позиции в 1980–1990-ых годах. Коммунистическая идея и её будущее подразумевает борьбу каждого за своё будущее и справедливости, которую никто не принесёт или нет?

В. МИЛИТАРЁВ: Вообще-то это свойство нашего народа, по крайней мере, больше ста лет. Я не настолько хороший историк, чтобы говорить про 200-300, а то начнутся русофобские разговорчики

И. ИЗМАЙЛОВ: Пассивность Вы имеете в виду?

В. МИЛИТАРЁВ: Гражданская война 1918-1922 годов тоже проходила, в основном, при участии малых групп пассионариев, остальной народ был телезрителями, радиослушателями, если бы было радио и телевидение.

И. ИЗМАЙЛОВ: Великая Отечественная нет.

В. МИЛИТАРЁВ: Великая Отечественная – единственное исключение, с ней не сопоставимы даже первые две отечественные. Я понимаю людей, которые встречали немцев хлебом, солью. Им то, что у нас было тогда, ужасно. Но как только они немцев понюхали, обнаружили, что немцы людоеды, что они нас за людей не считают.

И. ИЗМАЙЛОВ: Опять подход, что придёт дядя и сделает счастье. Немец придёт, президент придёт.

В. МИЛИТАРЁВ: Это беда нашего народа, наш народ на войне бывает героический.

М. СУРАЙКИН: Я заступлюсь за наш народ в плане, каком, вы сказали, что я всё время обвиняю народ. Именно наш российский народ родил сначала большевистскую партию, а потом коммунистическую, которая построила страну, которая выиграла войну.

В. МИЛИТАРЁВ: То есть родил меньшинство, и не возражало против деятельности этого меньшинства. Мы же сейчас что видим в Новороссии? До последнего момента русские и русскоязычные украинцы, населяющие Новороссию, Донбасс и Слобожанщину, не хотели лезть в драку. И в значительной мере, до сих пор не лезут. Это очень по-русски. Когда русского медведя раздразнят, он всех победит. Я сейчас не о Новороссии.

И. ИЗМАЙЛОВ: Люди не возражали, а поддержали в колхозе, где установлена советская власть, люди с какой-то активностью что-то делали, субботники.

В. МИЛИТАРЁВ: Это происходило не сразу. Многие мемуаристы антисоветские настроены, говорят, что у крестьян ненависть к советской власти была почти до войны и была эта шутка в ВКПб, второе право большевиков. Вопрос в том, что произошло в 1980-1990-ые. Я с одной стороны согласен с Максимом Александровичем, про всё, что он сказал, про балованных детей не поротых. Но я при этом с ним категорически не согласен, потому что он в своём анализе упускает роль самой власти. А власть, с ней не было никакой обратной связи. Высказать негодование отсутствием джинсов было некому. К тому же власть сознательно не хотела джинсов, потому что одновременно со здоровой патерналистской опекой она ещё не желала баловать ребёнка. Сколько раз я с видными коммунистами прошлой эпохи сейчас уже в наши времена спорил. Зачем вам эти конфеты? Продали за конфеты. Но главное же дело не только в конфетах, главное, что затыкали рот образованной части общества. Это не важно, что я думаю. Сталинист я или антисталинист. Не тот, ни другой, я сказать не мог.

М. СУРАЙКИН: Я считаю, что проблема не в том, что затыкали рот. Проблема в том, что не хотели работать с частью общества, объяснять, дискутировать. Я уверен, что любого человека можно переубедить. Тогда не надо было затыкать рот.

В. МИЛИТАРЁВ: Тут ещё нюанс. Наверху было много дураков. Я уверен, что Брежнев хороший дядька, что он любил наш народ и нашу страну, но я, тем не менее, уверен, что Брежнев и группа Брежнева во многом были дураками. Они просто не понимали, как с нами такими, Максим, как я или Вы, разговаривать. Они были слишком деревенские папаши. Я слышал всякие чудеса, что Брежнев с Сусловым всерьёз обсуждали, что помрём мы с тобой, давай сделаем нынешнего ректора МГУ Рэма Хохлова генсеком после нас. Это было бы гениально. Я не знаю, правда ли это. Но то, что Хохов очень скоро после этого разговора погиб, говорит, что если были предатели, то это правда.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим Александрович, Вы начали с момента воспроизводства власти. Сталин был не просто власть, как Ленин. Это были теоретики коммунистической идеи, которые формулировали будущее. Кстати, Сталин много говорил о том, что теории Маркса на практике трансформировались. Жизнь и практика показала, что многие вещи не работают, многие вещи работают по-другому, поэтому работали над тем, как трансформировать этот проект, понять, как он максимально ложится в жизнь.

М. СУРАЙКИН: Даже на последних съездах несколько раз говорил «не пора ли нам вообще выбросить знамя буржуазных свобод, свободы слова». Это всё Сталин говорил, не кто-нибудь.

В. МИЛИТАРЁВ: Первый раз он начал говорить ещё до 1937 года. И в 1937 году его обкомовичи строили именно, чтобы он этого больше не говорил.

М. СУРАЙКИН: А сколько раз он говорил, что в какой-то момент государство советское должно жить без партийного управления. Партия должна отойти в сторону и советский народ должен самоуправляться. С теоретиками беда сегодня. Мне искренне хочется верить, что убеждённых людей с коммунистическими взглядами большое количество. И новые теоретики народятся.

И. ИЗМАЙЛОВ: А какие взгляды, Максим Александрович? Вы представляете партию «Коммунисты России». Вы говорите «взгляды, сторонники». Справедливость понимаю. Дайте мне справедливость. А с какой стати и кто должен давать тебе справедливость? В ООН, которая Чуркина трясла за локоть? Она сказала: «Вы забыли, что вы – проигравшая сторона». 1991 год. Вы представляете «Коммунистическую партию России», что предлагается, в чём идея.

М. СУРАЙКИН: Мы сами должны себе сделать свободными и построить свободу. Я борюсь за власть. Если я к власти приду, я буду строить то общество, которое соответствует моим убеждениям. Я хочу справедливое социальное общество, в котором комфортно будет жить мне, моим потомкам, моим родственникам и моему народу.

И. ИЗМАЙЛОВ: Коммунистическая идея фундаментально давала ответы о смысле жизни, о назначении человека на земле, о векторе движения человечества. И только свободы и всё остальное было как развитие этой идеи, как воплощение. Что должно получиться на выходе? Некий рай на земле. Но в начале аспекты, из которых складывалось, это какие-то смыслы, ценности, идеалы, которые вкладывались в голову, что такое хорошо, что такое плохо.

М. СУРАЙКИН: Есть огромный теоретический коммунистический базис, духовно-нравственный, системный, экономический, научно-теоретический. Этот базис можно использовать. Он не устарел.

И. ИЗМАЙЛОВ: Но он не формулируется.

М. СУРАЙКИН: Прочитайте всех классиков. Там ещё хуже. Практически во времена Советского Союза, за исключением Сталина, который действительно был большим мыслителем, даже он был вынужден быть осторожным в своих формулировках. Практически социалистическую теорию оглупили. Создали сословие жрецов её, научных коммунистов, которые в основной массе были агрессивными идиотами. Хотя на 100 агрессивных идиотов приходился один серьёзный учёный. И сегодня во многом в компартиях эти идиоты и их дети пытаются теорией заниматься. К сожалению, при советской власти сильно боролись с социалистическими идеологами и теоретиками.

В. МИЛИТАРЁВ: Перегибы в этом были. Есть минус, что современное поколение плохо знает и Маркса, и Энгельса, и Ленина.

И. ИЗМАЙЛОВ: Вы даже в книжном магазине не купите ни полное собрание сочинений Ленина, ни тем более Сталина.

В. МИЛИТАРЁВ: Есть такая проблема. Мы работаем над электронными изданиями, чтобы можно было в электронных книгах читать.

И. ИЗМАЙЛОВ: Сообщение с пометкой срочно. «Малазийский Боинг находился в границах установленных маршрутов, замечаний к диспетчерам нет». Заявление вице-премьера Украины. Комитет постпредов Евросоюза согласовал дополнительный санкционный список в связи с украинской ситуацией. Список согласованных не сообщается, сколько и какие имена и предприятия в этот список внесены. Предложения постпредов будут утверждены Советом ЕС в результате письменной процедуры. Опубликуют в пятницу 25 июля. Завтра они уже вступят в силу. Дальше по Удальцову. «Мосгорсуд приговорил его к 4,5 годам лишения свободы за организацию массовых беспорядков. Размозжаев приговорён к 4,5 годам заключения». Максим Александрович, Вы начали с того, что общество должно чувствовать себя комфортно. Комфорт и как будущая социалистическая идея – это совместимо?

М. СУРАЙКИН: Абсолютно. При коммунистическом развитии общества есть и материальное обеспечение достаточная, удовлетворяющая нужды, и огромное внимание уделяется именно духовному развитию, почему в Советском Союзе было так хорошо и комфортно.

И. ИЗМАЙЛОВ: Виктор Юрьевич, ссудный процент в тот самый период в переход от нынешней ситуации к коммунистическому счастью промежуточный, чтобы у человека была возможность иметь бизнес. Ссудный процент даст возможность выйти куда-нибудь.

В. МИЛИТАРЁВ: Хороший вопрос. Я бы его минимизировал, переходил к разным формулам народных банков. В конечном счёте, при всей моей не любви к исламистам, возможно, даже позаимствовал бы идею исламских финансов, в которых нет ссудного процента. Ростовщичество порождает людоедство.

И. ИЗМАЙЛОВ: Максим Александрович, будущее коммунистической идеи.

М. СУРАЙКИН: Уверен, что всё общество, не только российское, но и в целом международное сообщество к этому будет двигаться. Мой оппонент, в принципе, с этим согласен. Только я считаю, что волей коммунистической партии это сделать гораздо быстрее. А мой оппонент считает, что всё равно нужен более долгий период. Но однозначно, что человечество в своём развитии с ростом культуры придёт к убеждению, что только коммунистическая экономика создаст общество благоденствия.

В. МИЛИТАРЁВ: Я с Максимом Александровичем почти во всём согласен, кроме двух вопросов. Считаю важным не замазывать ошибки и преступления советской власти. Иначе будем дураками. Сначала предали советскую власть и бросили сами себя обманывать, что на западе всё хорошо. Теперь убедившись, что на западе всё не так хорошо, мы начнём вдруг Ленин, Сталин, всё было хорошо. Репрессий не было, а если были, то за дело. Кроме правильного анализа советской власти, а не черно-белого, нужно готовиться к серьёзному переходному периоду. Коммунизм сегодня возможен в маленьких ячейках общества, а в массовом масштабе он будет возможен только тогда, когда сначала создадим социализм.

И. ИЗМАЙЛОВ: Слушатели спрашивают, сможете ли вы сформулировать, как Карл Маркс коротко определил коммунизм.

М. СУРАЙКИН: Это общество высокоразвитого духовного благосостояния и высококультурного общества.

В. МИЛИТАРЁВ: Я бы добавил, что это общество безгосударственное и бесклассовое. Общество, в котором победили социал-демократические идеалы свободы, справедливости и солидарности.

И. ИЗМАЙЛОВ: Без государства – это на выходе, когда полицейская составляющая отпадает.

В. МИЛИТАРЁВ: Но нам до этого ещё далеко. Нам ещё лет 50-100 нужно хорошее сильное государство, а в нём самоуправление.

И. ИЗМАЙЛОВ: 50-100 лет. Поднимает голову нацизм, поднимает голову фашизм. В своё время победить его смог только СССР. Сегодня 50-100 лет никто не даст, это понятно. Чем мы сегодня можем возразить, если мы не используем опыт той победы.

В. МИЛИТАРЁВ: Идеологический опыт той победы мы используем. Никогда не поддерживал тех, кто ругают власть за инфляцию Великой Отечественной. Великая Отечественная война – это великое достижение нашего народа.

И. ИЗМАЙЛОВ: 84,6% к концу программы у Максима Сурайкина. 15,4% у Виктора Милитарёва. Цифры практически не изменились. Спасибо вам за интересную дискуссию.

(10 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:mihail_denisov
Date:Июль 26, 2014 06:34 pm
(Link)
А вопрос, где жить лучше, в "мире Полдня" или в "стране дураков", не затронули. Очевидно ведь, что преимущества и недостатки есть и там, и там. Но мне несмотря ни на что "страна дураков" ближе. Потому что бесчеловечного в "мире Полдня" больше. "Страна дураков", конечно, слишком потакает уже имеющимся потребностям, но "мир Полдня" их просто отрезает.
From:mihail_denisov
Date:Июль 26, 2014 07:02 pm
(Link)
Игнорирование таких вопросов лучше всего показывает, что коммунистическая идеология как была, так и остаётся сектантской. Сектанты в истории побеждали часто, но редко больше одного раза.
From:valdrus
Date:Август 3, 2014 06:33 am

Сектанты

(Link)
Нужна правильная Теория Воспитания.
[User Picture]
From:lehnoved
Date:Июль 27, 2014 12:40 am
(Link)
С интересом послушал передачу и не смог удержаться от соблазна, прокомментировать услышанное.

Буду краток и начну с оскорблений - подобного бреда я давно не слышал, пожалуй лучшее место для таких, как вы (в смысле Вас и Вашего визави) в психлечебнице.

Теперь попытка поспорить.

Вот что забавно - марксисты, как правило являются эволюционистами, но почему-то, как только речь заходит об Идеях, то они тут же забывают про теорию эволюции, благодаря которой и они сами и их любимые Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин появились на свет, и начинают отстаивать чисто религиозную теорию, согласно которой, с развитием производственных отношений и общей культуры человечества, однажды наступит такой период истории, когда сознание людей достигнут такого высокого уровня, что ими перестанут двигать естественные инстинкты.

Т.е. эволюция с её "выживает сильнейший" и борьбой за выживание, отменяется, все человеческие индивиды движимы одной мотивацией, исчезают варвары и анти-социальные элементы, короче наступает Царство Небесное на Земле?

Я понимаю, что Вам, как еврею близка идея Царства Машиаха (из которой, собственно и появился Марксизм), но не забывайте, что Вы живете среди русских людей, преимущественно православных, а в православии хилиазм, да будет Вам известно, признан ересью.

И так, именно и только борьба за выживание, жесткая конкуренция, в результате которой общество делится на лузеров, средний класс и успешных, движит человечество вперед, не позволяея останавливаться на достигнутом.

И именно потому, что вы, два престарелых маразматика, не понимаете столь элементарных вещей, ваше место на свалке истории.

Edited at 2014-07-27 00:50 (UTC)
From:valdrus
Date:Август 3, 2014 06:32 am

Что перспективнее?

(Link)
Общество, где все друг друга жрут, или общество, где сотрудничество между людьми сочетается с традиционной системой ценностей?

Edited at 2014-08-03 06:32 (UTC)
[User Picture]
From:lehnoved
Date:Август 3, 2014 06:39 am

Re: Что перспективнее?

(Link)
Первое. Оно и есть традиционное - не находите?
From:valdrus
Date:Август 3, 2014 07:24 am

Re: Что перспективнее?

(Link)
Оно традиционное, но мы же ведь с вами - эволюционисты.
[User Picture]
From:lehnoved
Date:Август 3, 2014 07:49 am

Re: Что перспективнее?

(Link)
Ну да и законы эволюции незыблемы. Стадо бизонов бежит со скоростью самого слабого из них - гласит старая индейская пословица

Можно завалить Африку деньгами, но местное население никогда не сможет ими разумно рапорядиться. Тоже-самое и с Ближним Востоком - пока там не откажутся от Ислама, арабы не станут цивилизованными людьми. Левые скорее себе языки откусят, чем признают эти очевидные факты!

Левые превратили в кучу говна процветающие Родезию и ЮАР и при этом не раскаялись в содеянном.

Edited at 2014-08-03 07:53 (UTC)
From:valdrus
Date:Август 3, 2014 06:27 am

что перспективнее?

(Link)
Левый национализм перспективнее, чем левый интернационализм?
[User Picture]
From:lehnoved
Date:Август 3, 2014 06:42 am

Re: что перспективнее?

(Link)
Не существует "левого национализма" - левые всегда интернационалисты, хотя и могут из популистских соображений, как российские Коммунисты, разглагольствовать о "Защите Русского Мира"
"Пора вернуть эту землю себе!" - программа освобождения России Разработано LiveJournal.com